"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2

НОВЫЙ ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

С 01.01.2013 вступит в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Одновременно утратит силу старый документ, который действовал почти 16 лет <1>. Необходимость обновления действующего бухгалтерского Закона назрела уже давно, поскольку он разрабатывался и принимался совсем в другой экономической ситуации. Ознакомимся с основными положениями нового документа подробнее и обозначим некоторые вопросы, возникающие при его прочтении.

<1> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ его действие распространяется на следующих лиц (экономических субъектов):
- коммерческие и некоммерческие организации;
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Центральный банк;
- индивидуальных предпринимателей;
- находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
При составлении отчетности для внутренних целей экономического субъекта данный Закон не применяется. Индивидуальные предприниматели, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, бухгалтерский учет могут не вести (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ).
Как видим, никаких исключений для организаций, находящихся на УСНО, новый Закон не устанавливает. При этом мы часто обращали внимание читателей на то, что вопрос, вправе ли "упрощенцы" (ООО и АО) не вести бухгалтерский учет, и сейчас является спорным (см., например, Письмо Минфина России от 13.09.2011 N 03-11-06/2/127).
По мнению автора, таким правом могут воспользоваться все индивидуальные предприниматели: и те, кто уплачивает НДФЛ и ЕНВД, и те, кто находится на УСНО и УСНО на основе патента. Предприниматели - плательщики НДФЛ - на основании ст. 54 НК РФ, а находящиеся на УСНО и УСНО на основе патента - в силу ст. 346.24, п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ. Плательщики ЕНВД учет доходов и расходов не ведут, однако они учитывают "иной объект налогообложения", которым согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ признается вмененный доход налогоплательщика. В свою очередь, объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 НК РФ).

Объекты бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными этим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 настоящего Закона). Объектами бухгалтерского учета в силу ст. 5 данного Закона являются:
1) факты хозяйственной жизни <2>;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования деятельности экономического субъекта;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
--------------------------------
<2> Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 402-ФЗ).

Объекты измеряются в валюте РФ, а их стоимость, выраженная в иностранной валюте, если иное не установлено законодательством РФ, подлежит пересчету в валюту РФ (ст. 12 Федерального закона N 402-ФЗ).

К сведению. В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые ими в процессе их деятельности.

Организация ведения бухгалтерского учета

Как и сейчас, новый Закон обязывает вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 6). Организовать ведение бухгалтерского учета и хранение документов по учету должен руководитель экономического субъекта (ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, ведущие бухгалтерский учет в соответствии с этим Законом, организуют учет и хранение документов сами, а также исполняют иные обязанности, установленные данным Законом для руководителя экономического субъекта.
В частности, руководитель экономического субъекта обязан:
- либо возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;
- либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Принять ведение бухгалтерского учета на себя имеет право только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства.

К сведению. По действующим нормам право руководителя на ведение бухгалтерского учета им лично зависит лишь от объема учетной работы (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ).

Требования к лицу, ведущему бухгалтерский учет

Для главных бухгалтеров (иных лиц, ведущих бухгалтерский учет) некоторых компаний (например, ОАО, страховых организаций) п. 4 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ установлен перечень требований, которым они должны соответствовать:
- иметь высшее профессиональное образование;
- иметь стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономики.
Таким же требованиям обязано соответствовать физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, а если договор заключается с юридическим лицом, у него должно быть не менее одного работника, обладающего данными характеристиками, с которым заключен трудовой договор <3> (п. 6 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ).
--------------------------------
<3> Требования п. п. 4, 6 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ не распространяются на лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа возложено ведение бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 указанного Закона).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, ведущему бухгалтерский учет, могут устанавливаться другими федеральными законами (п. 5 ст. 7 данного Закона).

К сведению. Действующим Законом (ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ) установлено, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации, что без его подписи денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься. В новом Законе такие положения отсутствуют. Соответственно, кому будет подчиняться главный бухгалтер (иное должностное лицо, ведущее бухгалтерский учет) и будет ли он подписывать документы - решает сам экономический субъект.

Разногласия между главным бухгалтером и руководителем

В случае возникновения разногласий по вопросам ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером (иным должностным лицом либо лицом, с которым заключен соответствующий договор) в силу п. 8 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ:
- данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером (остальными лицами) к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
- объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Напомним, что о письменном распоряжении руководителя на принятие к исполнению документов по отдельным хозяйственным операциям при возникновении разногласия говорится и в действующем пока Законе (п. 4 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ).

Учетная политика

Учетная политика экономического субъекта составляет совокупность способов ведения им бухгалтерского учета (ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ). Экономический субъект формирует ее самостоятельно, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете <4>, федеральными и отраслевыми стандартами.
--------------------------------
<4> Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из настоящего Закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст. 4 Федерального закона N 402-ФЗ).

В отношении конкретного объекта бухгалтерского учета при формировании учетной политики выбирается один из способов ведения бухгалтерского учета, допускаемый федеральными стандартами. Если способ ведения учета федеральными стандартами не установлен, он разрабатывается самостоятельно исходя из требований, определенных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Применяться учетная политика должна последовательно из года в год, а изменение ее возможно при следующих условиях:
- при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Как видим, новый Закон по сравнению со старым <5> при формировании учетной политики не требует утверждения рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, порядка проведения инвентаризации, правил документооборота, порядка контроля за хозяйственными операциями.
--------------------------------
<5> В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ.

Первичные учетные документы

Каждый факт хозяйственной жизни в силу ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа и дату его составления;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события, а также подписи этих лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.
Составляется первичный документ при совершении факта хозяйственной жизни, а если это невозможно - непосредственно после его окончания на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы первичных документов утверждаются руководителем по представлению должностного лица, ведущего бухгалтерский учет.
При оформлении документа в электронном виде изготавливать его на бумажном носителе нужно только в том случае, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление его на бумажном носителе другому лицу или в государственный орган, причем по их требованию.
Если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, в первичном документе допустимы исправления с указанием даты исправления, а также подписей лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, их фамилий и инициалов (иных реквизитов для идентификации этих лиц). При изъятии первичных документов (в соответствии с законодательством РФ), в том числе в виде электронного документа, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета.
Положения нового документа свидетельствуют о том, что он не предусматривает требование об обязательном составлении первичных документов по форме, приведенной в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, установленное ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, главное, чтобы документы содержали обязательные реквизиты.

Регистры бухгалтерского учета

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ). Пропуски и изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах не допускаются. Формы регистров также утверждает руководитель по представлению должностного лица, ведущего бухгалтерский учет.
Составляются они на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, и должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
- хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
- величину денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Как и в отношении первичных документов, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление регистра другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, по требованию другого лица или государственного органа копии регистра, составленного в электронном виде, экономический субъект обязан изготавливать за свой счет на бумажном носителе.
Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение регистра, в нем не допускаются. При исправлении в регистре проставляются дата, подписи лиц, ответственных за его ведение, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. При изъятии регистров (в соответствии с законодательством РФ), в том числе в виде электронного документа, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета.
В новом Законе по сравнению с аналогичной нормой действующего документа (ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ) отсутствует указание на то, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Инвентаризация активов и обязательств

Статьей 11 Федерального закона N 402-ФЗ установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации, при которой выявляется их фактическое наличие, сопоставляемое с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно (устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров регистрируются в бухгалтерском учете в отчетном периоде на дату проведения инвентаризации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ).
Составляется годовая и промежуточная (в установленных законодательством РФ, нормативными актами случаях) бухгалтерская (финансовая) отчетность в валюте РФ. Она должна включать в себя показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта вместе с его филиалами и представительствами независимо от их места нахождения. Отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Утверждение и опубликование отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В отношении отчетности также не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Как видим, подписывать бухгалтерскую отчетность будет только руководитель, подписи главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) не требуется. Согласно положениям действующего Закона главный бухгалтер (бухгалтер) обязан подписывать бухгалтерскую отчетность (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ).
Годовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, а состав промежуточной отчетности устанавливается федеральными стандартами (ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ).
Для годовой отчетности в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 402-ФЗ отчетным периодом считается календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно). Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно (при регистрации после 30 сентября первым отчетным годом является период с даты регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом регистрации, включительно).
Для промежуточной отчетности отчетным периодом считается период с 1 января по отчетную дату <6> периода, за который она составляется, включительно.
--------------------------------
<6> Отчетной датой является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Отчетность при реорганизации юридического лица. Для реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации в форме присоединения) последним отчетным годом в силу ст. 16 Федерального закона N 402-ФЗ является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой регистрации.
При реорганизации в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.
Соответственно, последняя отчетность составляется на дату, предшествующую дате регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). При этом она должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, первую отчетность должно составить по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами. Составляется она на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Отчетность при ликвидации юридического лица. Последняя отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим (если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом) на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (ст. 17 Федерального закона N 402-ФЗ). Формируется она на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Обязательный экземпляр. Один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономические субъекты не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода представляют в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ). Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Доступ к нему могут иметь любые заинтересованные лица, за исключением случаев, когда доступ должен быть ограничен в интересах сохранения государственной тайны. Соответственно, для того чтобы, например, узнать финансовое положение потенциального контрагента, предприятие будет вправе обратиться в органы государственной статистики для получения копий его годовой отчетности.
Порядок представления обязательного экземпляра отчетности, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.
При прочтении данной нормы возникает вопрос: надо ли будет представлять годовую отчетность в налоговые органы или достаточно только представить ее в органы статистики?
Напомним, сейчас согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность на основании требований, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ, за исключением случаев, когда организации в соответствии с данным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ квартальная бухгалтерская отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности является основанием для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (см., например, Постановления ФАС УО от 22.11.2011 N Ф09-7643/11, ФАС ЗСО от 04.04.2011 N А75-7682/2010).
Что мы имеем. Положения пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывают организации представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. При этом в данной норме есть ссылка на нормы Закона о бухгалтерском учете. В Законе, вступающем в силу с 01.01.2013, речь идет только об обязательном экземпляре годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, который следует представлять в органы статистики. Полагаем, что законодатели к моменту вступления нового документа в силу должны будут устранить это противоречие. Заметим, что в СМИ встречались сообщения чиновников об идее "одного окна": организации сдают отчетность в органы статистики, а инспекторы получают ее оттуда. Будет ли реализована такая идея или организации по-прежнему будут представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, покажет время.

Внутренний контроль

Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Федерального закона N 402-ФЗ). При обязательном аудите организуется и осуществляется внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Каким образом будет организован контроль, решает сам экономический субъект (например, наличие в штате отдела внутреннего аудита, ревизионного отдела, заключение договора со сторонней организацией). Причем касается это требование всех без исключения организаций (и крупных <7>, и небольших). Заметим, что в планах Минфина <8> после вступления нового Закона в силу - разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
--------------------------------
<7> В крупных организациях она уже действует (в соответствии со ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
<8> План Минфина России на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утв. Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440.

Хранение документов бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 402-ФЗ первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность должны храниться в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела <9>, но не менее 5 лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, хранятся не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. При этом должны быть обеспечены безопасные условия для хранения документов и их защиты от изменений <10>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
<10> Подробнее о хранении документов читайте в статье В.А. Кузнецовой "Порядок и сроки хранения документов предприятия общественного питания", 2011, N 12, с. 58.

Регулирование бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 402-ФЗ документами в области регулирования бухгалтерского учета являются:

Федеральные
стандарты Отраслевые
стандарты Рекомендации в области
бухгалтерского учета Стандарты экономического
субъекта
Обязательны к
применению, если иное
не установлено этими
стандартами Применяются на
добровольной основе Необходимость, порядок
разработки, утверждения,
изменения и их отмены
устанавливаются субъектом
самостоятельно

Новым документом регламентировано, что федеральные стандарты не должны противоречить настоящему Закону, отраслевые - настоящему Закону и федеральным стандартам, а рекомендации и стандарты экономического субъекта - федеральным и отраслевым стандартам.
Федеральные стандарты устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к учету и списания;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ликвидации) юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Обратите внимание! До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу настоящего Закона (п. 1 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ).

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях:
- правильного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета;
- распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
В них могут рассматриваться:
- порядок применения федеральных и отраслевых стандартов;
- формы документов бухгалтерского учета (за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами);
- организационные формы ведения бухгалтерского учета;
- организация бухгалтерских служб экономического субъекта;
- технология ведения бухгалтерского учета;
- порядок организации и осуществление внутреннего контроля деятельности и ведения бухгалтерского учета;
- порядок разработки стандартов экономическими лицами.
При этом они не должны создавать препятствия для осуществления экономическим субъектом его деятельности.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета и применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Субъекты регулирования бухгалтерского учета. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган <11> и ЦБ РФ (ст. 22 Федерального закона N 402-ФЗ). Также регулирование могут осуществлять саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).
--------------------------------
<11> Минфин в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 N 185.

Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета регламентированы ст. 23 данного Закона (например, утверждение программы разработки федеральных стандартов, утверждение федеральных стандартов и в пределах компетенции - отраслевых стандартов). Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета установлены ст. 24 нового документа (например, разработка проектов федеральных стандартов, проведение их публичного обсуждения и представления в уполномоченный федеральный орган, разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета).
По мнению чиновников, введение в состав субъектов регулирования бухгалтерского учета негосударственных организаций будет способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности в указанной сфере <12>.
--------------------------------
<12> Заключение ответственного комитета (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам) по проекту федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете".

Совет по стандартам бухгалтерского учета. Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета (ст. 25 Федерального закона N 402-ФЗ). В него с целью проведения экспертизы органами государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности могут направлять и проекты отраслевых стандартов. Совет состоит из:
- 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее 3 членов подлежат ротации один раз в 3 года;
- 5 представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Решения совет по стандартам бухгалтерского учета принимает простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. Информация о деятельности совета должна быть открытой и общедоступной.
Разработка и утверждение федеральных стандартов. Разрабатываться и утверждаться они будут в соответствии с программой, предложения по разработке которой вносят в уполномоченный федеральный орган как органы государственного регулирования, так и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 26 Федерального закона N 402-ФЗ). Уполномоченный федеральный орган утверждает эту программу по согласованию с ЦБ РФ. При этом она должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, и должна быть обеспечена возможность ознакомления с ней заинтересованных лиц.
Заметим, что разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 27 Федерального закона N 402-ФЗ). Если ни один субъект не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный программой, его разрабатывает уполномоченный федеральный орган (ст. 28 Федерального закона N 402-ФЗ). Разработка федерального стандарта и в том и в другом случае осуществляется в порядке, установленном ст. 27 данного Закона. В частности, порядок действий таков:
- разработчик направляет в уполномоченный федеральный орган (Минфин) уведомление о разработке федерального стандарта, которое публикуется в установленном органом издании и размещается на его сайте и сайте разработчика в Интернете;
- не позднее 10 рабочих дней после опубликования уведомления в печатном издании разработчик публикует в печатном издании проект федерального стандарта и размещает его на своем официальном сайте для бесплатного ознакомления. По требованию заинтересованного лица <13> разработчик обязан представить и копию проекта на бумажном носителе за плату (органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования - бесплатно), не превышающую затраты на ее изготовление и пересылку;
- далее в течение трех месяцев после дня опубликования проекта в печатном издании проводится его публичное обсуждение, после чего в уполномоченный федеральный орган направляется уведомление о его завершении (он также публикуется и размещается на сайтах). В период обсуждения разработчик принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме, проводит обсуждение проекта, дорабатывает проект;
- не позднее 10 рабочих дней после опубликования в печатном издании уведомления о завершении публичного обсуждения доработанный проект федерального стандарта публикуется разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно он вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц размещается на сайте разработчика;
- доработанный проект вместе с перечнем замечаний представляется в уполномоченный федеральный орган на экспертизу;
- после проведения экспертизы в срок не более 2 месяцев со дня представления проекта разработчиком совет по стандартам бухгалтерского учета готовит предложение о принятии такого проекта к утверждению (или о его отклонении) и направляет его в уполномоченный федеральный орган, который в свою очередь в срок не более 1 месяца принимает проект к утверждению или отклоняет его (если он не соответствует законодательству РФ);
- отклоненный проект с мотивированным решением направляется уполномоченным федеральным органом в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения разработчику проекта.
--------------------------------
<13> По мнению автора, в качестве него может выступать любое лицо, желающее, чтобы правила стандартов были рациональными с его точки зрения.

Внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляются в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона N 402-ФЗ, а внесение изменений, обусловленных изменением законодательства РФ, - по инициативе уполномоченного федерального органа.
Заметим, что представленный порядок разработки федеральных стандартов требует уточнения, так как некоторые моменты в нем не проработаны. В частности, не установлено, в течение какого срока разработчик должен представить уведомление о разработке стандарта. Отсутствие такого срока усложняет применение нормы, согласно которой уполномоченный федеральный орган занимается разработкой стандарта, в случае если ни один субъект не принимает на себя обязательства его разработать.

* * *

Итак, как мы видим, с принятием нового Закона изменения в области бухгалтерского учета не закончатся: на очереди разработка и утверждение других документов в области регулирования бухгалтерского учета (федеральных, отраслевых стандартов). Подтверждением грядущих нововведений служит и уже упомянутый План Минфина, утвержденный Приказом N 440, в котором после принятия нового Закона планируется провести большое количество мероприятий. Скорее всего, и в сам Федеральный закон N 402-ФЗ будут вноситься уточнения и дополнения, а некоторые его положения требуют разъяснения чиновников.
Общественное обсуждение проектов федеральных стандартов позволяет надеяться на то, что они будут соответствовать принципам регулирования бухгалтерского учета, установленным ст. 20 Федерального закона N 402-ФЗ, то есть приведут к упрощению способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.

Н.В.Лебедева
Редактор журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
10.02.2012