"Современный бухучет", 2012, N 8

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЗАКОНА О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Для любой бухгалтерии Закон "О бухгалтерском учете" является главной и настольной книгой, это фундамент построения учетного процесса. В настоящее время действует Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Изменений в новом Законе много, и они настолько кардинальны, что специалистам потребуется немало времени для изучения новых правовых положений в области бухгалтерского учета.

К чему же надо готовиться бухгалтеру в связи с этим? Проведем сравнительный анализ положений действующего Закона N 129-ФЗ и Закона N 402-ФЗ.
Сфера действия Закона о бухучете расширилась (ст. 2 Закона N 402-ФЗ). В 2013 г. действие Закона будет распространяться не только на коммерческие, но и на некоммерческие организации (пп. 1 п. 1 ст. 2), госорганы и органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов (пп. 2 п. 1 ст. 2), а также на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (пп. 4 п. 1 ст. 2).
В число лиц, которые будут обязаны вести бухучет в полном объеме, попадают организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН): в ст. 2 Закона N 402-ФЗ норма об освобождении таких организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета не содержится, тогда как сейчас данное освобождение предусмотрено п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ.
Важным аспектом является уточнение перечня лиц, которые при соблюдении определенных условий могут не вести бухгалтерский учет (пп. 1, 2 п. 2 ст. 6). Так, в этот перечень входят индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, если они ведут учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Уточняется и устанавливается субъектный состав лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и хранение документов.
Согласно новому Закону обязанность по организации ведения бухгалтерского учета и хранению документов бухгалтерского учета возлагается на руководителя (п. 1 ст. 7).
Конкретизированы способы, которые могут использоваться руководителем организации для выполнения его обязанности по организации ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7):
- руководитель должен возложить обязанности его ведения на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
- в кредитной организации руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета исключительно на главного бухгалтера;
- руководители организаций малого и среднего бизнеса могут лично вести бухгалтерский учет.
Закон N 402-ФЗ вводит определенные требования к главному бухгалтеру в некоторых экономических субъектах, перечень которых установлен п. 4 ст. 7. Эти требования будут также распространяться на физических лиц, с которыми руководитель заключал договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, а в случае заключения договора с юридическим лицом организация должна будет иметь хотя бы одного отвечающего указанным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор (п. 6 ст. 7).
При этом перечисленные требования не распространяются на бухгалтеров, физических или юридических лиц, на которых по состоянию на 1 января 2013 г. уже возложено ведение бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30).
Предусматривается, что дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (п. 5 ст. 7).
Изымается правовая норма, определяющая, в частности, степень ответственности главного бухгалтера за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (в действующем Законе N 129-ФЗ ответственность главного бухгалтера установлена п. 2 ст. 7).
Одновременно вводятся новые положения, регулирующие порядок разрешения разногласий, возникающих между руководителем и главным бухгалтером или иным лицом (пп. 1 и 2 п. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В частности, данные первичного документа будут приниматься или не приниматься главным бухгалтером либо иным лицом к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета на основании письменного распоряжения руководителя.
Уточняется и дополняется перечень объектов бухгалтерского учета (ст. 5).
К ним относятся:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования деятельности субъекта;
- доходы и расходы;
- иные субъекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Важно, что вводится принципиально новое понятие "факт хозяйственной жизни" (п. 8 ст. 3), заменяющее столь привычное и хорошо знакомое каждому бухгалтеру понятие "хозяйственная операция". Факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Из порядка составления первичного документа изымается упоминание об обязательном применении унифицированных форм первичных учетных документов. Организации (кроме организаций бюджетной сферы) будут сами разрабатывать формы первичных учетных документов, утверждать которые будет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9).
Вводится отдельная норма, предусматривающая установление форм первичных документов для организаций госсектора в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4 ст. 9).
Модернизирован перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в первичном учетном документе (п. 2 ст. 9), причем, кроме подписи лиц, совершивших сделку или операцию, в нем нужно указать их фамилии и инициалы (пп. 7 п. 2 ст. 9).
Появляется возможность составить первичный учетный документ не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 5 ст. 9 проекта). При этом определены случаи, когда организация обязана по требованию другого лица или госоргана представить на бумажном носителе копию электронного документа (п. 6 ст. 9).
На основании новой формы копии изъятых первичных учетных документов (в том числе электронных) включаются в документы бухгалтерского учета (п. 8 ст. 9).
Изымается правовая норма, запрещающая вносить исправления в кассовые и банковские документы (сейчас этот запрет содержится в п. 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Уточняется порядок оформления исправлений в первичных документах: помимо даты исправления и подписи лиц, составивших документ, который был исправлен, должны указываться их фамилии и инициалы (п. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Изменился порядок ведения регистров бухгалтерского учета. Введено дополнительное требование о недопустимости пропусков или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах (п. 2 ст. 10). Установлен перечень обязательных реквизитов регистра (п. 4 ст. 10).
Формы регистров утверждаются руководителем организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а для организаций госсектора они определяются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 5 ст. 10).
Регистры могут составляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 6 ст. 10).
Обозначена ситуация, когда субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа представить на бумажном носителе копию оформленного в электронном виде регистра (п. 7 ст. 10).
Установлен порядок оформления исправлений в регистре (п. 8 ст. 10). При этом введено требование о недопустимости исправлений, если они не санкционированы лицами, ответственными за его ведение (п. 8 ст. 10).
Копии изъятых регистров (в том числе электронных) должны включаться в состав документов бухгалтерского учета (п. 9 ст. 10).
Из порядка проведения инвентаризации и оформления ее результатов изымается норма, указывающая перечень случаев, при наличии которых проведение инвентаризации обязательно.
Теперь случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств (п. 3 ст. 11).
Одновременно вводится новое положение, согласно которому обязательное проведение инвентаризации активов и обязательств устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11).
Важно отметить, что изменяются правила отражения в бухгалтерском учете выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета: они должны регистрироваться в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11).

Е.Е.Листопад
К. э. н.,
доцент

М.Р.Айрапетова
Подписано в печать
03.07.2012